1C:Программирование

Оглавление

Как установить платформу 1С и создать базу

Если Вы только собираетесь начать программирование  на 1С, то эта глава  для Вас. Если Вы уже программируете на 1С, то можете смело пропустить эту главу.

С чего начать? Посмотрите видео  на странице «Клуб программистов» . Там рассказывается где и как можно бесплатно скачать учебную версию платформы. Ссылка.

Давайте разберемся для начала

  • Что такое Платформа 1С
  • Что такое Конфигурация
  • Что такое режим 1С:Предприятия.

Вы посмотрели видео и уже знаете, что для того, чтобы запустить 1С, сначала нужно установить платформу. Без платформы 1С не запустится. Вы скачали платформу и установили учебную версию платформы.

Теперь Вы можете создать Вашу базу (или запустить уже созданную).

Когда Вы запускаете платформу, у Вас появляется окно запуска. Первоначально оно пустое. В этом окне должен  находиться список Ваших баз.

Для создания базы Вы выбираете кнопку «Добавить» и устанавливаете точку в открывшемся меню – «Создание новой информационной базы». Далее Вы указываете название базы и папку, где она будет создана.

Вы можете создать не только пустую базу , но и базу из шаблона , но об этом позже.

 Для наших учебных целей создаем пустую базу.

База создана.

Теперь из окна запуска платформы 1С мы можем войти в один из двух режимов:

  • Режим Конфигуратора
  • Режим 1С:Предприятия

В режиме конфигуратора мы создадим свою версию базы данных. В режиме 1С:Предприятия мы будем работать с созданной базой (вносить информацию, получать отчеты и т.д.)

Откроем Конфигуратор (нажмем в окне запуска на кнопку Конфигуратор). В настоящий момент в нем нет объектов, так как мы создали пустую базу, но мы уже можем видеть, какие объекты мы можем там создать. Это, в первую очередь:

  • Справочники
  • Константы
  • Документы
  • Журналы документов
  • Перечисление
  • Отчеты
  • Обработки
  • Регистры 

И др.

Вверх

Основные объекты конфигурации

Константы . Это объекты, которые очень редко изменяются. Например, заголовок  программы, единица измерения веса и пр.

Справочники. В справочниках хранится условно-постоянная информация. Например, справочник номенклатуры, с  которой Вы работаете. Или список Ваших контрагентов. Или справочник валют.

Документы. В документах хранятся данные, которые  имеют (или имели) бумажные аналоги для фиксации каких-либо действий. Например, отгрузки товаров. В настоящее время все больше фирм переходит на электронный документооборот и не использует бумажные носители.

Журналы документов. Здесь необходимо сказать, что для просмотра документов, Вы  входите в список документов, затем в списке выбираете документ и открываете его для просмотра. В списке документов находятся документы одного вида. Например, это документы  поступления товаров или это могут быть документы продажи (реализации) товаров. В журнале документов в отличие от списка могут находиться документы разных типов. Например, в журнале Безналичные платежи могут находиться документы Поступления безналичных денежных средств, документы Списания безналичных денежных средств, Расходный и Приходный кассовые ордера.

Перечисления. Объект Перечисления похож на справочник, но есть огромное различие. В Перечислениях  хранятся списки данных, которые не меняются. Они вводятся в Конфигураторе и не могут быть изменены в режиме 1С:Предприятия. Например, ставки НДС. Или пол.

Отчеты. Отчеты служат для получения из базы необходимой информации в удобном для анализа виде. Например, Ведомость остатков на складах.

Обработки. Объект Обработки необходим для того, чтобы выполнять нужные действия с данными. Например, Поиск и удаление дублей.

Регистры. Регистры – это отдельная история. Если Вы не поймете смысл существования в 1С регистров, то как спец Вы не сможете  ориентироваться в программе. Давайте попробуем понять, как работает информация в 1С.

Для того, чтобы ввести документ, сначала Вы должны ввести справочники. Если Вы сразу будете вносить данные в документ, не используя справочники, то в документ поступления Вы можете занести поступление товара «Чашка красная с надписью», а в документ продажи внести «Чашка с надписью красная». При этом Вы будете иметь ввиду один и тот же товар. И что же у Вас получится? Программа не сможет отгрузить товар, так как такой товар  «Чашка с надписью красная» не поступал на склад. Чтобы такого не случилось, Вы должны сначала внести этот товар в справочник, а в документы выбирать уже из справочника.

Дальше Вы захотите получить отчеты по Вашим документам. Допустим, Вы построите отчет по документам. Ваша фирма работает 10 лет, каждый день по 100 документов. Сколько времени программа будет рыться в документах, чтобы получить результат, есть ли товар на складе? Может быстрее сходить на склад и посмотреть, есть ли там товар?

И вот теперь о регистрах. Регистры служат для того, чтобы  БЫСТРО получать информацию для отчетов и обработок.

Регистры в 1С есть следующие.

  • Регистры Сведений
  • Регистры Накопления
  • Регистры Бухгалтерии
  • Регистры расчета (для зарплаты)

Здесь мы в нескольких словах рассмотрим,  для чего нужны регистры, а в дальнейшем в курсе мы подробно в них разберемся.

Начнем с регистров накопления.

Регистры накопления служат для того, чтобы получить остатки  каких-то данных для наших отчетов или обработок. Например, остатки товаров на складах. Или нам нужно получить оборот продаж. Этим тоже занимаются регистры накопления.

Регистры сведений. Регистры сведений похожи на справочники, но они могут быть развернуты по времени. Например,  регистр «Курсы валют» .

Регистры бухгалтерии служат для хранения бухгалтерских проводок. 

Регистры расчетов необходимы для расчета заработной платы.

Подводя итог этой главы хочу заметить, что в свое время создание 1С регистров было ноу-хау.

Раньше считалось, что информация в программе должна храниться в одном месте. Считалось неверным дублирование информации. Но 1С удивительно удачно сломало этот стереотип, убыстрив таким образом во много раз  работу программы.

Не забудьте скачать учебную платформу  и создать пустую базу.

Вверх

Создание подсистем в 1С

В прошлой части Вы создали пустую базу. Если не создали, то создайте ее сейчас. Это не трудно

Установите учебную платформу, скачав ее:

  • http://online.1c.ru/— интернет-магазин 1С-Онлайн  — Здесь можно скачать учебную версию «1С:Предприятие 8» бесплатно

У Вас появится на рабочем столе компьютера кнопка запуска 1С. Кликаем на нее, открывается окно запуска 1с. В нем выбираем Добавить, Имя базы, папку расположения базы. После создания имя базы будет высвечиваться в окошке запуска. Наводим на нее курсор и нажимаем кнопку Конфигуратор. 

Если у Вас база уже была создана, входим в нее в режим Конфигуратор. 

Нажимаем пункт меню «Конфигурация» и выбираем «Открыть конфигурацию».

У Вас открывается окно Конфигурации

В окне конфигурации

В окне конфигурации открываем пунк «Общие», выбираем пункт из Общих – «Подсистемы».

В контекстном меню (по правой кнопке мышки) выбираем «Добавить».

Добавляем подсистему:

В открывшемся окне в поле Имя введем «Покупка».

Таким же образом создадим еще одну подсистему – «Продажа» .

Вверх

Как создать объект «СПРАВОЧНИК» и работать с ним в режиме 1С:Предприятия

Создадим справочник Контрагентов.

В окне конфигурации установим курсор на пункте  конфигурации «Справочники» и в контекстном меню «Добавить», открывающимся по правой кнопке мыши, добавляем новый справочник.

В открывшемся окне в поле Имя введем «Контрагенты»

Каждый справочник в 1С имеет по умолчанию два основных стандартных реквизита:

  • Код
  • Наименование

Перейдем в окне Справочник «Контрагенты» на закладку «Данные»

Здесь мы можем установить тип кода (число или строка) и основное представление элемента справочника (в виде кода или в виде наименования), а также можем установить длину кода и длину наименования.

Здесь же мы можем ввести и другие реквизиты справочника, а также, если необходимо, табличные части справочника ( об этом позже).

Введем реквизит справочника Контрагентов «НаименованиеПолное»:

В верхнем окне закладки «Данные» нажмем на крестик в зеленом кружочке (это кнопка «Добавить»). Добавиться реквизит и справа откроется окно «Свойства реквизита».  В поле «Имя» свойства реквизита наберем 

НаименованиеПолное

Без пробелов(!)

Имена переменных в 1С вводятся без пробелов.

Тип оставим Строка. Длину установим 50 символов. Поле «Допустимая длина» оставляем «Переменная»., чтобы в базе не хранились все 50 символов, а только те, что введены, но не более 50.

Чтобы наш справочник попал в интерфейс, мы должны вставить его в какую-то из подсистем.

Вставим в обе подсистемы, так как контрагенты, с которыми мы будем работать, будут как продавцами, так и покупателями.

Перейдем на закладку «Подсистемы»  и поставим обе галочки.

Замечательно!

Теперь мы можем войти в режим 1С:Предприятия и посмотреть плоды своего труда:

В конфигураторе нажмем кнопку «Начать отладку» 

Программа скажет :

«Редактируемая конфигурация «Конфигурация»  отличается от конфигурации базы данных. Обновить конфигурацию базы данных?»

И предложит варианты ответов:

Да-Нет -Отмена

Для того, чтобы Ваши  изменения внеслись в базу данных, Вы должны ответить «Да». 

Программа  сообщает нам, что она собирается реорганизовать информацию в базе данных в соответствии с нашими исправлениями в конфигурации. Нажимаем на кнопку «Принять».

Здесь следует отметить, что при работе с 1С Вы встречаетесь с тремя конфигурациями

  1. Это конфигурация в конфигураторе, которую Вы только что исправляли
  2. Конфигурация, в которой работают пользователи в режиме 1с:Предприятия
  3. Конфигурация поставщика, если Вы работаете с типовой базой данных. Но об этом позже.

Когда Вы работаете с исправлениями в режиме Конфигуратора, изменяете конфигурацию, в это время другие пользователи могут работать с базой данных в режиме 1С:Предприятия. В базе данных (режим 1С:Предприятия) тоже используется структура базы данных, она в 1С называется конфигурацией. Если Вы исправили в конфигураторе конфигурацию, чтобы она заработала в режиме 1С:Предприятия, необходимо обновить конфигурацию базы данных, что мы и сделали.

Вверху мы видим разделы:

Главный – по умолчанию

И наши разделы, подсистемы для  которых мы создали – Покупки и Продажи.

Вместо кружочков внесем картинки, соответствующие каждому из наших разделов.

В конфигураторе выберем подсистему «Покупки» и в выберем поле «Картинка».

В открывшемся окне нажмем «Добавить» и выберем картинку из файла на диске. Я быбрала из логотипов 1С. Вы можете выбрать любую, какую захотите. Если нет адекватных картинок, можно для тренировки выбрать картинку из папки Изображения на Вашем компьютере, там всегда есть образцы изображений.

Вот что получилось у меня с картинками

ЗАДАНИЕ.

Попробуйте самостоятельно создать справочник «Номенклатура», в котором тоже будет «Полное наименование».

Вверх

Создаем  документы:

Выставим курсор в окне конфигурации на пункт «Документы» и  в контекстно меню выберем пункт «Добавить».

В открывшемся окне в поле «Имя» введем «Закупки».

На закладке «Подсистема» поставим галочку на подсистеме «Покупка».

На закладке «Данные» добавим в верхнем окне реквизит «Продавец».

Типы данных в 1С.

В 1С есть следующие основные типы данных:

  1. Простые типы
    1. Число
    1. Строка
    1. Дата
    1. Булево
  2. Ссылочные типы данных.

Ссылочные типы появляются, когда Вы создаете объект.

Мы создали объекты  Справочник «Контрагенты» и Справочник «Номенклатура». У нас появились ссылочные типы СправочникСсылка  «Контрагенты» и СправочникСсылка  «Номенклатура».

Теперь нам необходимо определить тип данных для созданного реквизита «Продавец».

В окне свойств реквизита «Продавец» (если оно закрылось, откройте его, выбрав правой клавишей мышки в контекстном меню «Свойства») нажмем не три точки  в поле «Тип».

Откроется окно, где можно выбрать тип реквизита «Продавец»:

 поставим галочку на СправочникСсылка «Контрагенты».

В нижнем окне добавим новую табличную часть. Присвоим ей в свойствах имя «Товары».

Теперь нам необходимо добавить реквизиты табличной части «Товары»:

Количество   —  тип число 10 

Цена  —  тип число 10,2 

Сумма  —  тип число 10,2

В нижнем окне выставим курсор на название табличной части «Товары» добавим реквизит табличной части, как показано на следующем рисунке:

Присвоим новому реквизиту имя «Номенклатура».

Тип установим СправочникСсылка «Номенклатура»

Выставим снова курсор на табличную часть «Товары» и добавим еще 3 реквизита

Количество   —  тип число 10 

Цена  —  тип число 10,2 

Сумма  —  тип число 10,2

Прежде, чем вводить данные в режиме 1С:Предприятие, немного изменим интерфейс нашего приложения.

В подсистеме Покупка добавим две подчиненныеподсистемы:

  • Справочники
  • Документы

В подчиненной подсистеме Справочники на закладке Состав поставим галочки для справочников Номенклатура и Контрагенты.

В  подчиненной подсистеме Документы поставим галочку для документов  Закупки.

Из состава подсистемы Покупки все галочки уберем.

Для подсистемы Документы документ Закупки перетянем в Важные, чтобы он высвечиался жирным цветом. Для этого войдем на закладку Основные и нажмем на кнопку «Командный интерфейс». Зацепим пункт «Закупка и перетащим его на пункт «Панель навигации Важное (ручной порядок).

Должно получиться как на картинке ниже:

Перейдем в режим 1С:Предприятие.

Выберем Настройки, настройки панелей (как на рисунке):

И перетащим Панель функций текущего раздела в левый бок:

Вот, что должно получиться:

Нажимаем ОК.

Если выбрать пункт меню Покупка, то должно получиться следующее:

В следующей части мы будем вносить данные.

Видео по уроку:

Вверх